Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемый Владимир Владимирович!
Обращаемся к вам как к последней инстанции, которая может предотвратить уничтожение Нижегородского ТЮЗа, ставшего заложником некомпетентных действий чиновников. Сейчас только вы можете поставить заслон на пути отрабатываемой в Нижнем Новгороде сомнительной модели управления отечественным театром.
Полгода назад всю культурную общественность потрясло известие о голодовке большой группы артистов Нижегородского ТЮЗа. После безуспешных попыток достучаться до областных чиновников, артисты семь дней держала голодовку, протестуя таким образом против немотивированного назначения сверху, без учета мнения коллектива, второго художественного руководителя - при действующем лидере (главном режиссере театра В. А. Золотаре). В числе голодавших было несколько заслуженных и народный артист России.
Впервые в истории отечественной культуры люди прибегли к такой крайней мере протеста не по политическим или экономическим соображениям, а исключительно по творческим – отстаивая возможность сохранения высокого профессионального уровня театра.
Предыстория конфликта такова. Три года назад благодаря режиссерскому тандему В.В. Кокорина-В.А.Золотаря и их концепции обновления ТЮЗа на смену глубоко провинциальному, малоинтересному театру пришел яркий современный театр, обладающий выразительным художественным языком, умеющий работать как с самыми маленькими (от 4 лет) зрителями, так и со сложной молодежной аудиторией. О Нижегородском ТЮЗе заговорили не только в Нижнем Новгороде, но и в России: «Из незаметной площадки для утренников Нижегородский ТЮЗ превратился в одну из восходящих звезд театральной России» («Ъ»). Театр представлял Нижний Новгород на фестивалях - от «Золотой Репки» до «Золотой маски» и недавнего «Шекспир@Shakespeare» в столичном Театре наций. Отмечен наградами, дипломом «За современное прочтение классической драматургии»; один из спектаклей ТЮЗа вошел в число лучших детских спектаклей России. Союз театральных деятелей РФ поддерживал новый курс Нижегородского ТЮЗа, выделяя гранты на постановки молодых режиссеров. Обновленный ТЮЗ способствовал возвращению серьезных театральных фестивалей в столицу ПФО, где они не проводились с 1992 года. Фестивали «Реальный театр» и «Новая драма» прошли в Нижнем Новгороде со зрительскими обсуждениями, профессиональными дискуссиями и мастер-классами.
Полгода назад, с возвращением в должность руководителя областного министерства культуры М.М. Грошева, вся эта деятельность по строительству современного и живого театра была не просто поставлена под сомнение - началось планомерное уничтожение театра.
Острую фазу конфликта удалось снять только благодаря вмешательству специально созданной комиссии Союза театральных деятелей России. Рекомендации комиссии касались, в частности, проработки правовой основы деятельности двух автономных трупп, на которые раскололся театр, подписания нового коллективного договора, создания в театре художественного совета. Но СТД предупредил о «прецедентном характере» создавшейся ситуации «двоевластия» в одном театре.
Полгода спустя внутритеатральный конфликт перерос в масштабное противостояние - коллектива и поддерживающей его общественности, с одной стороны, и непрофессионального руководства театра, с другой. Артистов и сотрудников, участвовавших в голодовке, стали выдавливать из театра и города, срезая зарплату, лишая жилья, расторгая договоры в середине сезона. Из репертуара исчезли спектакли, поставленные труппой творческого лидера театра В.А. Золотаря, на которые нижегородцы ходили семьями по нескольку раз и которые составляли основу репертуара. Театр был превращен в режимное предприятие. Недавний инцидент с рукоприкладством охранника и госпитализацией инженера театра М.Е. Игнатьева стал достоянием общественности, но не получил адекватной оценки со стороны областного руководства, а директор ТЮЗа М. В. Крохин продолжал занимать руководящую должность.
Творческий развал театра констатировал в Открытом письме губернатору Нижегородской области В. П. Шанцеву и председатель СТД РФ А.А. Калягин (опубликовано 22.02. 2010 г. на сайте СТД):
«Еще раз вынужден вернуться к констатации факта неисполнения и даже бюрократического саботажа рекомендаций конфликтной комиссии, - подчеркнул А.А. Калягин. - Дирекцией театра, безусловно опирающейся на поддержку Министерства культуры Нижегородской области, ведется планомерная работа по творческому развалу театра. (…) Нам предлагают спокойно подождать, пока театр будет окончательно творчески разрушен. Пока на месте интереснейшего, спорного и бурлящего творческого организма будет построен театр образцовой управленческой команды. Пока из театра будет выдавлен главный режиссер В. Золотарь. Пока произойдет окончательная расправа над мятежной труппой».
Отмечает А. А. Калягин также, что губернатор опирается «на совершенно искаженную и одностороннюю информацию о реальном состоянии дел в театре».
Детский репертуар. Но даже после личной встречи с А.А. Калягиным губернатор В.П. Шанцев в интервью российским СМИ повторяет тезис об отсутствии в ТЮЗе детского репертуара и о том, что «протестная группа не поставила за год ни одного детского спектакля». Общественность в недоумении: в репертуаре Нижегородского ТЮЗа 11 детских и 7 взрослых спектаклей; за прошедший год именно «протестная труппа» поставила два детских спектакля и приступила к репетициям «Тома Сойера» (на постановку которого выделен грант СТД РФ). А дирекция ТЮЗа и областное министерство отказались от проведения российского фестиваля-лаборатории детских театров, предложенного СТД РФ в качестве меры оздоровления обстановки в театре и городе.
Гражданское общество. С самого начала конфликта труппу В.А. Золотаря поддержала театральная общественность России, известные артисты, оргкомитеты российских фестивалей, нижегородские зрители. Несмотря на письма в областное министерство культуры и на имя губернатора, ошибочные кадровые назначения не были пересмотрены, коллектив продолжал работать в условиях, несовместимых с творчеством. Только недавно совместные усилия известных деятелей российского театра, депутата Госдумы А. Хинштейна, СТД РФ и Министерства культуры РФ вынудили областных чиновников уволить некомпетентного директора.
Но ни публичных признаний ошибочности курса в отношении театра, ни серьезных заявлений о причинах конфликта, ни оценки противоправных действий дирекции не последовало. Более того, скомпрометировавший себя управленец переброшен на другую руководящую должность – директора Нижегородского академического театра кукол. Таким образом, сделав вынужденную уступку, чиновники еще раз «поставили на место» и общественность, и артистов.
ТЮЗ и коммерция. Интернет-сообщество, следящее за развитием ситуации вокруг Нижегородского ТЮЗа, уже назвало происходящее «техничным рейдерским захватом». Высказываются опасения, что на месте детско-юношеского театра в центре города, возможно, планируется создать очередную инвест-площадку с придатком в виде сцены для коммерческих гастрольных проектов. Площадка театра уже активно используется в коммерческих целях - возросла доля арендных мероприятий, график показа спектаклей составлялся дирекцией в зависимости от графика аренд. Подобные схемы «оптимизации расходов», как известно, уже начали свое распространение по России (Череповец, Челябинск). Неизвестно, сможет ли новый директор противостоять подобным тенденциям развития.
Господин Президент! Господин Премьер-министр!
«Нижегородский прецедент» вышел за рамки проблем региона. Во всем происходящем нам видятся несколько опасных для отечественной культуры тенденций:
Силовое назначение худрука № 2 фактически явилось правовым нарушением ст. 23, 24 и 27 ч. 2 ТК РФ, которые трактуют основные принципы социального партнерства в сфере труда как равноправие и учет интересов сторон. Речь, следовательно, идет о проблеме нарушения действующего законодательства.
Суть разразившегося конфликта с самого начала была глубже и касалась принципиального выбора: быть ли российскому театру в провинции ярким и событийным или тихим, незаметным - никаким. Подобная модель управления культурой может быть применена и в других российских регионах, где чиновники решат, что им не нужно искусство, а нужны послушные «скромные госучреждения» культуры с ротацией наемных работников.
Данная модель управления может стать рабочей для «секвестирования» театров в российской провинции и плавного их перевода в формат банальных прокатных площадок.
В связи с вышеизложенным мы просим вас взять под личный контроль ситуацию с Нижегородским ТЮЗом. Театр может спасти только отзыв всех ошибочных кадровых назначений и предоставление театру реальной возможности строить свою деятельность согласно имеющейся у коллектива и его лидера В.А. Золотаря Программе развития театра для детей и юношества.
Театр в правовом поле. «Нижегородский прецедент» наглядно продемонстрировал, что даже консолидированное общественное мнение, выраженное лишь как мнение, не подкрепленное правовыми рычагами, практически не влияет на механизм принятия властных решений на местах. Поэтому считаем необходимым срочного и компетентного анализа «нижегородского прецедента» и выработки на законодательном уровне схемы управления российскими театрами и культурой в целом, которая бы защитила творческие коллективы от подобного произвола региональных чиновников.
21.04.2010
Президенту Российской Федерации Д.А. МЕДВЕДЕВУ, Председателю Правительства В.В. ПУТИНУ
В Нижнем Новгороде седьмой месяц продолжается борьба артистов Нижегородского ТЮЗа за сохранение театра. Под давлением российской театральной общественности и Министерства культуры РФ уволен марионеточный директор театра. Но публичных признаний ошибочности кадровых назначений, анализа ситуации со стороны местных чиновников не последовало.
Целью обращения является информирование общественности и руководителей государства об опасности отрабатываемой в Нижнем Новгороде модели управления искусством и сбор подписей в поддержку творческого коллектива театра.